Продолжу тему, начатую в прошлом номере о фотошопе. На этот раз хочу
поговорить о слоях (layer) и каналах (channels). Честно говоря, насчет
канала прозрачности (Alfa-chanel) я думаю, что он не нужен вообще, как
лишний с тех пор, как ввели слои. Я так прикинул, пожалуй все можно сделать
слоями то же самое, что и с альфа-каналом. Даже проще и удобнее. Похоже,
они дублируют друг-друга. Но каналы безусловно нужны. Например, для такой
штуки, как наложение эффекта для отдельной составляющей цвета картинки.
Вот эту операцию уже фига с два сделаешь с помощью слоев. Я сделаю небольшое
отступление для того чтобы объяснить, что же такое "каналы" (этой статьи
у Кая Краузе нет, он похоже имел дело с фотошопом версии 2.5, да еще и
для макинтоша, а различия для версий все же существуют, поэтому я поделюсь
личным скромным опытом).
Так
вот, известно, что цвет состоит из трех составляющих: красный, зеленый
и синий. R, G, B то бишь. В машинном представлении это 24 бита, всего
- по 8 бит на каждую составляющую. В режиме RGB (image->mode->RGB)
у Вас картинка всегда имеет глубину 24 бита.
Если вы выберете пункт "Show channels" в меню Window, при наличии активной
цветной картинки в окне, Вы увидите 4 пункта "channels": RGB, Red, Green,
Blue. Все они выделены - по умолчанию, операции с картинкой производятся
по всем каналам. Для примера я избрал достаточно показательную картинку
- радугу, в ней хорошо представлены все три цвета. Сделайте такую картинку
(File->New), размер 400х300 пикселов, 72dpi, RGB. Теперь заполните ее
черным цветом. А потом сделайте градиентное заполнение от левого верхнего
угла до правого нижнего (в опциях заполнения выберите Rainbow Transparent).
Получите исходную картинку (1). Вот такую:
 |
1 |
В меню channels Вы можете видеть теперь эту картинку "разложенную" по
каналам. Очень показательно. Теперь выберите мышкой только один какой-нибудь
канал (пункт с названием 'RGB' - не канал, а как бы совокупность каналов
и просто сделан для удобства). Например, Green. Отметка со всех каналов,
кроме выбранного, пропадет. Теперь все операции будут производиться только
с этим каналом (т.е. в данном случае - с зеленым). В меню выбора цвета
Вы теперь можете заметить, что все цвета перевелись в оттенки серого.
Все правильно. Так как каждый оттенок (а не цвет!) будет теперь показывать,
насколько сильно будет представлена составляющая цвета на картинке. Белый
соответсвует самому насыщенному, черный - нет цвета. Ну, что ж, попробуйте
порисовать обычной кисточкой или попробовать обыкновенное градиентное
заполнение (выберите в опциях белый и черный, например).
Но различные эффекты, конечно, выглядят более впечатлительно.
 |
2 |
Наложите эффект 'Pinch' (effects->distort->pinch) только на канал зеленого
(рис.2). Прекрасно видно, что эффект затрагивает только зеленую
составляющую цвета (именно составляющую, а не просто зеленый цвет!).
Ну, а теперь например, можно и поиграть с эффектом 'Twirl'.
 |
 |
3 |
4 |
И
для разных каналов - (3). Малиновый (Magenta) цвет получился оттого,
что в машинном представлении это "типа" фиолетовый цвет, который в радуге
идет за синим. Картинка (4) получилась из исходной (1). На канал синего
был наложен эффект 'Wave', зеленый убран, а канал красного был сначала
перевернут (Edit>->Transform->Flip - эту операцию можно сделать с выделением
всего канала - Ctrl-A), а затем преобразован фильтром Sketch->Bas
Relief.
Но никак нельзя, конечно, забывать про слои (layers). Хоть с каналами
и можно поиграть вволю, но по части извращений над картинкой слои все
же круче. Я смогу здесь показать только малую часть работы со слоями,
потому как материал этот обширен и можно писать про это до посинения :-)).
Начнем с простого. Вернитесь к картинке (1) с радугой. Теперь у Вас должен
быть выбран пункт Layers. Скопируйте
background (основной слой, где у вас нарисована радуга) в новый
слой. В результате у вас появится второй слой с такой же картинкой. Переверните
ее, как показано на рисунке. Он, естественно будет перекрывать низлежащий.
Но на любой слой можно накладывать эффекты и более того, указывать, каким
образом всему слою вести себя по отношению к низлежащим слоям. Укажем
слою (у меня на картинке - 'Background copy'), что он сегодня будет
иметь атрибут 'Darken' (режим 'darken' я понимаю так, что цвета в низлежащем
слое, имеющие большую интенсивность по каналам будут перекрывать
цвета в данном слое). Лучше всего это делать в отдельном меню (двойной
щелчок по слою).
 |
5 |
Там вы можете прямо на картинке просматривать, как она будет меняться
в зависимости от выбираемого атрибута. Получится картинка (5). В общем
повеселиться можно вволю.
Но кроме обычных слоев, где вы можете рисовать или вставлять картинки,
существуют так называемые регулировочные слои (Adjustment layers)
или, может правильней их было называть настроечные слои. Как кому
удобнее. Выберите любую достаточно сложную в цветовом отношении картинку.
Теперь создайте (6) новый настроечный слой по параметрам Hue/Saturation
(6а).
 |
 |
6 |
6а |
При выборе слоя Вы опять можете видеть, что цветовая гамма превратилась
в оттенки серого, так теперь они управляют силой эффекта. "Черный"
- нет эффекта, "белый" - полный эффект и т.д. Теперь Вы можете задавать
свои правила изменеия насыщенности, цветности и якрости на основной
картинке (вернее, скажем, под всеми низлежащими слоями). Например,
вот так (7). Отличие регулировочного слоя от простого слоя с наложением
эффекта Hue в том, что в настройках можно менять сразу три параметра,
хотя нельзя накладывать готовые картинки в качестве масок, но это
можно обойти воспользовавшись тулзой Rubber Stamp, рисуя им из определенного
паттерна. А другие эффекты регулировочных слоев наверное даже очень
трудно сделать с помощью просто слоев.
|
7
|
В следующем примере (8) я сделал регулировочный слой со свойствами Brightness/Contrast.
Яркость и контрастность низлежащего слоя теперь зависят от того, что я
нарисую в настроечном слое. Я написал слово MASK. И подрегулировал яркость
и контрастность. (8а)
 |
 |
8 |
8а |
Ну вот... написал далеко не все что хотел, но чувствую, что многовато
для одного выпуска. В следующем номере попытаюсь рассказать как делать
объемные предметы в фотошопе.
|